Дальше будет только лучше.

De Materie at Armory
http://www.armoryonpark.org/programs_events/detail/de_materie
Опера голландского композитора Луи Андриссена «Материя» до этого ставилась всего один раз, 25 лет назад. Хайнер Геббельс - идеальный, мейерхольдовского толка, режиссер-музыкант. Речь, понятно, не о музыкальном оформлении спектакля, а музыкальных контрапунктах, ритме и мелодии спектакля, об умении передавать невыразимое на сцене. Я не помню, когда в последний раз на сцене проявлялась самобытная реальность, а не комментарий к реальности, во что в сущности выродился весь современный театр.
Андриссен как-то сказал: «В этой опере есть сопрано (в данном случае просто бриллиантовая какая-то Евгения Сотникова) и тенор (тончайший Паскаль Шарбонё), но они не влюблены друг в друга, и здесь нет ревнивого баса». Это не опера о человеческих отношениях, она о материи и наших взаимоотношений с неконтролируемыми силами за пределами доступного.
Идеальный перформанс невозможно классифицировать. Театр теней, стадо из ста совершенно настоящих баранов, письма мадам Кюри и вдохновленные Мондрианом гомоэротические буги-вуги под инсталляцией из облака, цепеллинов и Колдера. Вот что это было, Бэрримор?
Хорошо, можно. Это была философская опера в четырех сценах, сэр. Или анти-симфоническая ультра-симфония. При этом, без Геббельса музыку Андриссена я бы не стала слушать ни за что на свете (представляю как бы я извелась 25 лет назад на постановке Уилсона).
Из хороших новостей то, что теперь у меня есть любимый режиссер. А из плохих - что ж теперь все бросать и колесить по Европе, чтобы вот? - http://www.heinergoebbels.com/en/calendar/upcoming_performances

on Shakers and cleaners

За последние пару месяцев чуть распогодилось, а то театральная зима была совсем уж провальной.

Angel Reapers
http://www.signaturetheatre.org/tickets/production.aspx?pid=4286
При всем моем равнодушии к творчеству Марты Кларк, этот сплав гимнов шейкеров, современного танца и элементов скорее пантомимы, нежели театра, оказался вполне удачным. Ни диалогов, ни в сущности действия, а только амальгама страдания и благодати на призрачно прозрачной сцене замечательного дизайна, в основном благодаря освещению Кристофера Акерлинда. Одиннадцать танцоров один другого лучше, но если бы драматург Альфред При позаботился бы о том, чтоб придать им человеческий характер, вместо ходульной идеи (сбежавший раб, брошенная жена, пубертатная сиротка, и проч), то было бы куда пронзительней.

Ironbound
http://www.rattlestick.org/ironbound/
Милое, но необязательное зрелище с хорошими актерами в симпатичном крошечном театре, но в чрезмерно назидательной и предсказуемой пьесе (женские права! эмигранты! конфликт поколений! наркотики! пистры! нет, последнего не было. увы!) Про сложную судьбу польской уборщицы и трех мужчин в ее судьбе. Местами смешно и бойко, особенно там, где появляется чудесный Морган Спектор, местами банально и уныло, в основном там, где бубнит Джосайя Баня, но злобные яростные с жирным польским акцентом тирады всегда взвинченной Марин Айрланд способны спасти и не такую бодягу, потому все кончилось хорошо, и никто не уснул.

Tell Billie for me... bye-bye, blackbird.

Blackbird
http://blackbirdbroadway.com
The winner of Olivier Award, they say. I say: Olivier Award, you're stupid. Go home read Lolita, of which this little play is a rip-off.

Jeff Daniels and Michelle Williams indulgent empty play: Lo hunts Humbert Humbert down and wants... Umm, it's actually not clear what it is she wants. Neither it's clear what David Harrower, the playwright, wanted to say with it. Love conquers all? It's not cool to sleep with teenagers? Time doesn't heel? I'm at loss.

The premise of the story is much more promising then the actual story: he sleeps with her (unlike Lolita, she's a virgin), does time, gets out, moves away, and then she finds him 12 years later. What we actually get is 80 rather tiresome minutes of their meeting, with a lot of screaming, kicking, punching, and throwing the trash around. She complains and howls, he keeps saying how sorry he was, and then it's over on a high note that these two actually love each other, but his wife is waiting and it's time to leave the theater. Sorry about the spoiler, I just saved you about $70.

Ms Williams is a perfect little screamer, there was not a single line she delivered without a hysterical screech. Jeff Daniels is trying to redeem his character and Joe Mantello's straightforward and flat staging, but he seems so... old and so disinterested in Ms. Williams, her antics, and all the sexual exaltations, and the only thing that gets across as plausible is that he really really wants to go home to his wife. And it's time to leave the theater.

Ну долго, конечно.

Это потому что я очень высокая и из Эстонии. Но что-то до сих пор идет.

1. Noises off.
http://www.roundabouttheatre.org/Shows-Events/Noises-Off.aspx
У нас в школе это называлось "ржака". Ну то есть, до слез, если дожить до второго отделения. В первом потому что многие усыпают. Все это несколько нафталинно, британский акцент несколько пережат, но если любить фарс и комедию положений, то лучше развлечения не придумаешь. Прекрасные (если не думать о пережатом акценте) актеры: Джереми Шамос, Трейси Чимо, Андреа Мартин, и особенно несравненный Даниэль Дейвис. Плотная, насыщенная постановка Джереми Херрина. Но в общем, если не вылезая из тапок просто пересмотреть фильм Богдановича, то тоже будет очень хорошо. http://www.imdb.com/title/tt0105017/?ref_=fn_al_tt_3

2. Prodigal Son
http://www.manhattantheatreclub.com/2015-16-season/prodigal-son/
А вот это отвратительно. Мало того, что это не смешно и претенциозно, но еще и крайне неприятно реминисцентным самолюбованием драматурга. Тошнотворные воспоминания об умном, но вредном пацанчике из бедной семьи, которого приняли в модную школы Новой Англии для богатеньких буратин. И что из этого вышло. Честно говоря, не в курсе, чем там кончилось, потому как потеряла плохо свитую дурными актерами и картонной постановкой нить примерно на 15 минуте. Помню только, как директор школы говорит о мальчике, что он, де самый интересный и скандальный случай в нашей практике. Но сама пьеса настолько не интересна, не скандальна, и не современна, что режиссера/драматурга Джона Патрика Шенли заносим в черный список и надеемся в нашей практике больше с таким не сталкиваться.

3. Мера за меру. Сheek by Jowl + Пушкинский Театр.
Деклан Доннелан и Ник Ормрод опять это сделали. После ужасного прошлогоднего "Убу Рои" с истраченными напрасно французскими актерами, они вернулись к русско-шекспировским своим истокам и замутили вполне приличную постановку. Осовремененную (с явными отсылками к нынешнему тирану), возможно чуть более нервную, нежели хотелось бы (русские актрисы все же ужасные истерички), чуть менее изящную, чем прошлые, но все же вполне пригодную. Наверняка привезут в НЙ в 2017.

4. The Alving Estate.
http://journeylab.org/about/
Театр погружения выдохся, не успев надуться. Что ж они все такие бестолковые? И здание отличное (http://www.morrisjumel.org), и денег на декорации явно выдали, и музыку подобрали подходящую, и актеры фактурные, и даже тема была заявлена пристойная (обыгрывались "Привидения" Ибсена). Но на этом фантазия закончилась, и началась бессмысленная беготня по комнатам, в которых ничего не происходило, помимо заламывания рук, глупых ужимок, и пронзительных взглядов. Мне понравился только момент, когда после сцены в столовой баре, не притронувшись к кушаньям, ускакали кривляться в соседнюю залу, а одна из служанок набросилась на тарелку с яствами, жестами приглашая выбранного ею зрителя последовать ее примеру. А зрителям всем, в отличие от актеров, полагалось быть все время в белых перчатках и белых марлевых повязках (чтоб не болтали, надо полагать). Театралы по очереди подсаживались к столу, но есть не рисковали, несмотря на то, что спектакль начался в 7, и все были явно без ужина. Я же, в силу кой-какого образования, решила, что это будет семиотично, и припала к театральной плоти. Плоть оказалась куриной, и вполне пригодной к потреблению. И религиозный экстаз не замедлил меня посетить: всю это дурацкое действо понравилось обычно критичной мне куда больше, нежели моим 12 (так!) спутникам.

До свиданья, сад мой, до свиданья!

Чем больше друзей моих выступает против гастролирующих колхозов, тем больше мне нравится последняя додинская постановка "Вишневого сада".
http://www.bam.org/theater/2016/the-cherry-orchard

Во-первых, это красиво. Разбросанный по первым рядам антураж, хорошо пошитые (редкость для российских театров) костюмы, милые женские лица.
Во-вторых, это смешно. Как Антон Палыч хотели: комедия, и даже фарс. Истеричка и дура Раневская, с ее пиздострадательными дочерьми-кликушами, тупой козой Дуняшей и припадочной каракатицей Шарлоттой. А чего бы вы хотели от записного женоненавистника нашего, Антон Палыча? Теперь добавим либо бессмысленных, либо пошлых мужчин, и получим привычную энциклопедию русской жизни, где никого не жалко, и нас всех тошнит.

У Чехова на самом деле жалко Фирса, потому что он старенький и верный, в нем есть надежность, в то время как все остальные - временщики. Долинский же Фирс-Курышев был максимально неподходящим и раздражающим растолстевшим вариантом Бориса Карлоффа, эдаким воскресшим Лазарем. Тут без оправданий.

Прочие режиссерские кунштюки были забавны и уместны: от фильмы про Сад до пикантных карнальностей Лопахина-Козловского и Вари-Боярской. Последняя, надо сказать, оказалась достойной театральной актрисой, куда симпатичней её киношной персоны. Заряда сексуальности меж этими двумя хватило б на все "Сады" и "Чайки" этой декады. Синатровская "My way" приятным баритоном Козловского была тоже пригодна. Я б ее сократила до одного куплета, не педалируя, но это уже дело вкуса. Русским вообще трудно остановиться, они как гоголевское колесо: не то от Казани, не то до Москвы.

Что еще ругают? А, концовку. Когда Фирса закрыли, и вместо вишневого сада за окном - гробовые доски. А потом все актеры на этом фоне в холщовых рубахах (расстрел? упокой?) выходят одновременно на киноэкране, и тут же на сцену, в мирском - кланяться. Это был чудесный ход, друзья мои. Когда в последней серии "Downton Abbey" все поженились и помирились, я рыдала, что твоя выпь, потому что на дворе 29 год, и потом война, и даже если пронесет, то они все равно все умрут, все, все умрут. И вот тогда всех по-настоящему жалко. Как Фирса. Потому что это единственное за что нас всех жалеют боженька с Антон Палычем.

And Voloshin 2015 laurels go to:

Actor of the year:
Gideon Glick for Significant Other
http://uniqum.livejournal.com/289213.html

Actress of the year:
Dianne Wiest for Rasheeda Speaking
http://uniqum.livejournal.com/288555.html

Director of the year:
Tripp Culman for Significant Other

Play of the year:
Significant Other

Cross-Genre Spectacle of the year:
New Society by Miranda July
http://uniqum.livejournal.com/290270.html

Concert of the year:
a tie between
Roomful of Teeth
http://uniqum.livejournal.com/287916.html
and
Brahms by Ax/Kavakos/Ma
https://www.facebook.com/tatyana.voloshin1/posts/10153338575599733

Ballet of the year:
Partita II
http://uniqum.livejournal.com/290270.html

Overall, it's been a great year for off-Broadway and new playwrights. We've had Raseeda Speaking, Humans, Our Last Game, Dada Woof Papa Hot and Significant Other, not counting solid revivals. It's been an ok year for Broadway and a terrible one for festivals: both BAM and Lincoln Center.

I'm hoping for more cross-genre spectacles in 2016 and more young international names. I'm hoping for kindness and acceptance, for sunny days and a cake. Ok, for lots of cake.

Happy New Year!

Misery loves company

Прежде чем идти искать своё отражение в майонезе, нужно рассказать вам про дебют Брюса нашего Уиллиса в Misery.
http://www.miserybroadway.com/
Если вы любите Брюса нашего Уиллиса как люблю его я, то вам туда ходить не надо. Лежит он, болезный, всю дорогу в кроватке, иногда мычит, иногда плачет, и никаких крепких орешков. Если вы не любите Брюса нашего Уиллиса как люблю его я, то ходить туда вам нельзя и подавно. Потому что вторая участница этого унылого тандема, обычно блестящая Лори Меткалф, играет в этот раз натужно, излишне истерично и крайне неровно. На её месте хотелось бы Фрэнсис Макдорманд, ролю словно написана под её практическое безумие. А на место Брюса нашего Уиллиса - Брюса нашего Уиллиса, но посвежее. А то этот какой-то грустный и потасканный.
Постановка обычная, бродвейская стабильная. Без сучков и откровений. Если не помнить одноименный фильм с Кэйти Бейтс , то даже смотрибельно, потому что без антракта и живенько.

Назавтра остался хит-парад 2015, и можно будет вольно разойтись.

Марина мне сказала, что ей стало ясно

http://www.armoryonpark.org/programs_events/detail/goldberg
Уже все сходили? Можно ругаться? Поехали.

Арсенал на Парк авеню - одно из самых прекрасных зданий в НЙ, и способно облагородить любую дурацкую выставку или спектакль. К примеру, позапрошлогодний спектакль Уилсона "Жизнь и смерть Марины Абрамович" с Самой в роли матери, дочери и святого духа. Нынче, вооружившись почерпнутым у Уилсона знанием об элементарной световой композиции, Марина замахнулась на наше все, что не Гендель - на Иоганна нашего Себастьяна Б-а.

Мне больше всего понравилось то, что театр начался с вешалки: зрителям было велено сдать ватники и чемоданы, отчего публика из взмыленных мешочников на Grand Central в час пик тут же превратилась в чинных посетителей Московской консерватории времен Вана Клиберна.

По залу были расставлены белые пляжные стульчики; это мне понравилось куда меньше, а позвоночнику моему не понравилось вовсе. В дальних темных кустах маячил рояль. Нам раздали звуко-подавляющие наушники, велели их напялить и расслабиться.
99% замученных тяжелой неволей нью-йоркеров тут же заснуло, а оставшийся развратный, хорошо выспавшийся, но высоко невротичный процент принялся ерзать, снимать и опять надевать давящие наушники, ковырять пальцами в носу, пересчитывать стульчики в зале и лампочки на потолке, смущенно переглядываться и подсчитывать, во сколько обошлись им эти 30 минут чужого сна ($18.00, то бишь одна минута тишины в центре НЙ стоит 60 центов). Рояль в это время медленно полз из-за кустов по направлению к зрителю. В какой-то момент ползти дальше ему стало некуда, ударил гонг, зрители послушно проснулись, и все завертелось. Причем буквально, потому как рояль медленно вращался вокруг своей оси, дабы мы могли насладиться профилем Левита, фасом Левита и задом Левита. Примерно как Либераче, но медленнее и скучнее.

Фокус с предварительным сном тоже не показался оправданным: вариации были написаны, для того, чтобы помочь несчастному графу Кейзерлингу уснуть, а Марина всех усыпила предварительно, а потом напротив всячески при помощи Левита и совершенно невыносимых под конец стульчиков - мешала. Но все бы это ничего, и пусть бы он хоть на потолке играл, все эти ужимки меня не так расстроили, как собственно исполнение Левита. Он из Баха сделал нелепого романтика конца 19 века: нога его вообще не сползала с педали, все было технично, но смазано что твоя карта будня. Будто бы Гульда никогда не было, чтобы спокойно слушать эту ересь. Акустика Арсенала, к сожалению, оказалась никуда не годной для этого исполнения (в то время как готичная четкость Гульда была бы вполне уместна). Впрочем, я была в меньшинстве: как только он закончил, все тут же повскакали со своих мест и аплодировали стоя. А может им тоже сидеть уже мочи не было. Интересно, куда они потом дели все эти стульчики?

to be continu

http://www.bam.org/dance/2015/continu
Sasha Waltz and Guests - это, пожалуй, самая техничная труппа современного балета на сегодня. И балет очень хочется похвалить. Потому что в нем было много всего прекрасного. Например, невероятные костюмы Bernd Skodzig, из которых хоть сейчас делай коллекцию. Строгий дизайн сцены - нет необходимости в дополнительной иллюстрации, когда Вальц создает из своих танцоров то абстрактный графический дизайн, то процессию аборигенов, то садово-парковую скульптуру, то смятый древне-греческий фриз.
Дочь архитектора, она любит работать в нетеатральных пространствах — от Еврейского музей Даниэля Либскинда до Continu, состоящего из двух частей: одна поставлена в Чипперфильдском Neues Museum в Берлине, вторая в римском MAXXI Захи Хадид.
Музыкой она пользуется исключительно иллюстративно. В выбранных ею работах Эдгара Вареза явно влияние "Весны Священной" Стравинского: от колющих скрипичных ударов до бухающих литавр; и в хореографии Вальц явно влияние ритуального танца. Жесткая музыка Вареза ломает, швыряет и размазывает танцоров по полу, разбивает их на запуганные группы и связывает в конфронтационные дуэты в поисках недостижимой связи. Возможно из-за ее отсутствия весь балет рассыпается на прекрасные составные и никогда не становится законченным произведением.
Впрочем, не кажется, что Саша Вальц пыталась донести до зрителя некоторую законченную мысль. Это балет о визуальных образах и о компоновке пространства, об использовании тела в качестве не только социального, но и архитектурного инструмента.
В музеях, для которых эта работа была предназначена, каждый балет (будучи, соответственно в два раза короче) наверняка был куда мощнее.

Нивы сжаты, рощи голы.

Ноябрьский улов скуден - не до грибов, Петька.

Night is a room http://www.signaturetheatre.org/tickets/production.aspx?pid=3780
Дурацкая пьеса с ничем не оправданным дурацким названием и дурацкими актерами. Зато про инцест и с увлекательными подробностями. Впрочем, после Анны Стабблфильд, сладострастно стягивающей памперсы с разбитого церебральным параличом пациента, искусству уже нипочем не угнаться за жизнью, и лучше на ночь почитать газет, чем тащиться бог знает куда и смотреть на бог знает что.

The room by Pinter (Wooster group). http://www.thewoostergroup.org/twg/twg.php?the-room
Еще одна комната, и еще более дурацкая. Самый отвратительный из всех виданных Вустеров. Со всеми обычными примочками, но без единого затейливого вустеровского подвыверта, и совсем какой-то уставший и проходной.

Therese Raquin http://www.roundabouttheatre.org/Shows-Events/Therese-Raquin.aspx
А вот тут получилось. Немного нарочито красивая, но крайне насыщенная, зловещая и угрюмая постановка. Идеальный свет, мощные декорации, изумительный кастинг. Как типажи - каждый до единого был на своем месте. Но лучше б это было кукольным спектаклем, чтоб какой-нибудь кукловод говорил за мадмуазель Киру нашу Найтли. Пока она делала страшные глаза и помалкивала - все было прекрасно, но как только начинала голосить, тут же хотелось, чтоб смерть ее наступила раньше отпущенного ей Э.Золя срока. Зато Габриэль Эберта был замечательно хорош, то есть противен так, что когда он прикасался к Кире, корежило весь зал. Если вы любите назидательную справедливость и моралите сер. 19 века как люблю их я - то вам туда. Я аж оригинал прочитала от волнения. Пьеса лучше.